Адвокат
Молдованцев
Дмитрий Николаевич
Помощник депутата
в реестре адвокатов г. Москвы 77/3815
Дело 2-5722/2017
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области
21 ноября 2017 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Тонких А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к М.А. об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд Московской области,

Истец - Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - МТДИ МО) обратился в суд с данным иском к ответчику М.А., указывая в обоснование иска о том, что на основании постановления Правительства Московской области от 25 октября 2016 года № 782/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно - транспортного комплекса на 2017-2021 годы», постановлением Правительства Московской области от 03 июня 2014 года № 423/18 «Об утверждении проекта планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства - путепровода через ж/д на 5 км автодороги Балашиха - Салтыковка (Разинское шоссе), городской округ Балашиха Московской области», постановлением Правительства Московской области от 24 января 2017 года № 37/3 «О внесении изменения в проект планировки территории
для размещения линейного объекта капитального строительства - путепровода через железную дорогу на 5-мк автомобильной дороги Балашиха - Салтыковка (Разинское шоссе), городской округ Балашиха Московской области», решением Градостроительного совета Московской области от 14 марта 2017 года № 10 Главным управлением дорожного хозяйства Московской области принято распоряжение от 23 марта 2017 № 33-Р «Об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области», согласно которому подлежит изъятию: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь: 1115 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Балашиха, кадастровый номер: 50:15:003****:21, принадлежащий ответчику на праве собственности; жилой дом с надворными постройками, общая площадь: 82.5 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Балашиха, кадастровый номер: 50:15:003****:115, принадлежащий ответчику на праве общей долевой собственности, доля в праве 12/18, на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Существенные ограничения (обременения) права не зарегистрированы. Согласно подготовленного ГУП МО «Московское областное БТИ» отчета
от 03 апреля 2017 года № 1954/17 об оценке рыночной стоимости земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества с учетом величины убытков составляет 1 1610857 рублей, в том числе, рыночная стоимость земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества 10074925 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка составляет 7099205 рублей, рыночная стоимость жилого дома составляет 2975720 рублей, величина убытков, причиненных собственнику изъятием объектов недвижимого имущества, составляет: 1535932 рубля. 06 апреля 2017 года в адрес ответчика направлено распоряжение, письмо и проект соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области с приложением заключения об отчете. На дату подачи искового заявления соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд собственником изымаемого участка не заключено.

На основании изложенного, истец - МТДИ МО просил суд изъять для государственных нужд Московской области у М.А.: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь: 1115 кв.м., адресу (местонахождение) объекта: Московская область, г. Балашиха, кадастровый номер: 50:15:003****:21; жилой дом с надворными постройками, общая площадь: 82.5 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Балашиха, , кадастровый номер: 50:15:003****:115; установить размер возмещения стоимости согласно подготовленного ГУП МО «Московское областное БТИ» отчета от 03 апреля 2017 года № 1954/17 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:15:003****:21, общей площадью 1115 кв.м., предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, с расположенным на нем объектом недвижимого имущества, общей площадью 82,5 кв.м., принадлежащем на праве общей долевой собственности М.А. (доля в праве 12/18) по адресу: Московская область Балашихинский район, г. Балашиха, для установления размера возмещения с учетом убытков и упущенной выгоды объектов недвижимого имущества, изымаемых для государственых нужд Московской области с учетом величины убытков составляет: 11610857 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества, составляет 10074925 рублей, в том числе рыночная стоимость земельного участка составляет 7099205 рублей, рыночная стоимость жилого помещения составляет 2975720 рублей; величина убытков, причиненных собственнику изъятием объектов недвижимости имущества составляет 1535932 рубля (л.д. 3-7).

В судебном заседании представитель истца - МТДИ МО по доверенности (л.д. 76; 133) - С. поддержал иск, просил удовлетворить иск по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснял также, что нет вины истца в том, что изначально был сделан не точный расчет, исходя из 12/18 доли в праве, так как истец не знал, что имущество полностью принадлежит истцу. Новый отчет об оценке был составлен 21 сентября 2017 года, и направлен в дальнейшем истцу.

Ответчик М.А. и ее представитель по доверенности Молдованцев Д.Н. иск не признал, просили в удовлетворении иска отказать, поддерживали доводы представленных в дело письменных возражений (л.д. 114-115).

Представитель ответчика Молдованцев Д.Н. также пояснил, что, поскольку истец прислал ответчику новый отчет только в ноябре месяце 2017 года, то фактически не соблюден установленный законом порядок изъятия имущества. Третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседании своего представителя не направило, и времени извещено надлежащим образом, о причинах неявки не сообщило.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица, надлежащим образом известил о месте и времени судебного заседания, и не сообщившего суду о причинах своей неявки.

Выслушав мнение сторон. исследовав материалы дела. суд пришел к следующему.

Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданского права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в числе иного, из фактов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основного возникновения гражданских прав и обязанностей: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, присуждения к исполнению обязанностей в натуре; возмещения убытков; прекращения или изменения правоотношения; иными способами предусмотренными законом, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.

Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращения при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственной гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе. отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных муниципальных нужд (статья 239.2). Обращение в государственную собственность имущества, находящнгося в собственности граждан и юридических (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 ГК РФ.

Как следует из положений ст. 279 ГК РФ. изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случае и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в числе иного, прекращение права собственности гражданина юридического лица на такой земельный участок. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, организация исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии со ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Из положений ст. 282 ГК РФ следует, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в числе иных, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Согласно ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений, в том числе, уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст. 56.3 ЗК РФ.

Согласно ч. 10 ст. 56.8 ЗК РФ отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 ГК РФ соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Как предусмотрено ст. 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 ЗК РФ (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются документы, в том числе, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствие с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом настоящей статьи. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлен подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Согласно ст. 56.11 ЗК РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества находящиеся в частной собственности. Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объект недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное. С момента прекращения права частной собственности на изымаемое земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности, в том числе, у субъекта Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно материалам дела:

Постановлением Правительства Московской области от 03 июня 2014 года №423/18 утвержден проект планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства - путепровода через железную дорогу на 5 км автомобильной дороги Балашиха - Салтыковка (Разинское шоссе городской округ Балашиха Московской области (л.д. 24-30).

В дело также представлены: Постановление Правительства Московской : области 21 февраля 2017 года, 115/7 «Об утверждении положеня о Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области» (л.д. 31-52 Постановление Правительства Московской области от 08 июня 2009 года № 446/23 «О формировании Главного управления дорожного хозяйства Московской области (л.д. 53-66); выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (л.д. 67-75), технический паспорт жилого дома ответчика по состоянию на 09 августа 2006 года (л.д. 82 90), техническое заключение № 349/09-06 по перераспределению долей в домовладении (л.д. 91-104).

М.А. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу Московская область, г. Балашиха, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 105-106).

23 марта 2017 года Главным управление дорожного хозяйства Московской области издано распоряжение № 33-Р «Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужду Московской области» - в целях строительства путепровода через ж д на 5 км автодороги Балашиха - Салтыковка (Разинское шоссе), городской округ Балашиха изъять объекты недвижимого имущества путем выкупа для государственных нужд Московской области (л.д. 8-9).

Перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд Московской области - Приложение к названному выше распоряжению представлено в материалы дела (л.д. 10).

В названный перечень включены земельный участок и жилой дом ответчика, при этом, М.А. указана собственником 12/18 доли в праве жилого дома.

За исх. № 2195 от 20 апреля 2017 года истец направил ответчик для согласования проект соглашения об изъятии и выкупной стоимости объектов недвижимого имущества (л.д. 11-12; 13-18), заключение по отчету об оценке № 1954/17 от 03 апреля 2017 года (л.д. 19-20).

Факт направления названных документов не оспаривался ответчиком, и подтвержден также представленными письменными доказательствами (л.д. 21; 22-23).

Вместе с этим, как также следует из материалов дела, Распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 19 сентября 2017 года № 249-р внесены изменения в распоряжение Главного управления дорожного хозяйства Московской области от 23 марта 2017 года № 33-Р «Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области» (л.д. 118; 119).

За исх. № 10175 от 16 октября 2017 года истец направил ответчику для согласования проект соглашения с учетом внесенных изменений (л.д. 122-123; 124-129; 130).

Названные документы получены ответчиком 03 ноября 2017 года, что надлежащим образом подтверждено (л.д. 116; 117; 120; 121; 131-132), и не оспорено истцом.

При этом, истец представил в дело отчет об оценке имущества ответчика № 1954/17/1, составленный 21 сентября 2017 года (л.д. 134-359).

Иных доказательств не представлено. Ходатайства лиц, участвующих в деле, судом разрешены.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о том что истец не выполнил требования ст.ст. 279, 282 ГК РФ и ст. 56.10 ЗК РФ, поскольку нарушил сроки и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, так как предъявил данный иск в суд 28 августа 2017 года (л.д. 3), однако, направил ответчику проект соглашения с внесенными в него изменениями и иными документами только в октябре 2017 года.

Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, и, при этом, суду не представлено доказательств обратного.

Таким образом, рассматриваемый в данном гражданском деле иск не обоснован, и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к М. А. об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд Московской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Ресурс № 149
1987-2018 г.
Авторское право © «moldovancev.ru»
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.